Краткий сюжет и композиция романа преступление наказание

Содержание

Жанр и композиция романа «Преступление и наказа­ние»

Краткий сюжет и композиция романа преступление наказание

Жанр и композиция. Жанрово-композиционная структура ро­мана сложна. Сюжетно он близок к детективно-авантюрному жан­ру, но подробно и обстоятельно изображенный фон, на котором раз­ворачиваются события, действенность самого образа Петербурга позволяют говорить и о жанре социально-бытового романа.

Есть в нем и любовная линия (Дуня — Свидригайлов, Лужин, Разумихин; Раскольников — Соня). Углубленное изучение внутреннего мира героев, столь характерное для Достоевского, делает этот роман и психологическим.

Но все эти жанровые особенности, сплетаясь в едином художественном целом произведения, создают совершенно новый тип романа.

«Преступление и наказание» — первый из «великих» романов Дос­тоевского, в которых воплотилась его художественно-философская система. В центре этого романа находится идея индивидуализма, ко­торой противопоставлена идея христианского смирения и искупи­тельного страдания.

Это определяет высокую идеологичность текста произведения, насыщенного глубокой и сложной философской про­блематикой. Поэтому роман Достоевского по праву относят к жанру идеологического и философского романа.

Действительно, внимание автора, несмотря на авантюрно-детективный сюжет, сосредоточено не на событиях, стремительно разворачивающихся перед глазами чита­теля, а на мыслях, философских рассуждениях, идейных спорах ге­роев.

По сути, писатель показывает судьбу идеи, которая подтолкну­ла героя к совершению преступления, что позволяет органично включить в произведение сложнейшие философские проблемы. Ро­ман при этом не становится философским трактатом, поскольку речь идет не об отвлеченной идее, а о герое, целиком охваченном ею.

Так возникает особый тип героя, которого стали называть герой- идея (или герой-идеолог).

Это особый тип литературного героя, впервые появившийся в романе Достоевского «Преступление и наказание», особенностью которого является то, что это не просто со­циальный или психологический тип, определенный характер или темперамент, а прежде всего человек, охваченный идеей (возвы­шенной или разрушительной), которая «переходя в натуру», требу­ет «немедленного приложения к делу» (Ф.М. Достоевский). Такими героями — носителями идей — в романе прежде всего являются Раскольников (идея индивидуализма) и Соня Мармеладова (хри­стианская идея). Но по-своему каждый из персонажей этого романа тоже представляет «свою» идею: Мармеладов воплощает идею жиз­ненного тупика, им же самим обоснованную, следователь Порфи­рий Петрович высказывает целую систему аргументов в защиту идеи христианского смирения и искупительного страдания, кото­рую он, как и Соня, предлагает воспринять Раскольникову. Даже почти бессловесная Лизавета, убитая Раскольниковым, участвует в поединке идей, которые ведут основные герои.

Так возникает особая художественная структура, в которой идеи через своих носителей вступают в свободный диалог. Он ведется не только на уровне разнообразных дискуссий, споров, различных вы­сказываний героев (вслух или про себя), но, что самое главное, во­площается в судьбах этих героев.

Авторская позиция при этом пря­мо не высказывается, действие движется как бы само собой в результате развития главной идеи (идеи индивидуализма), которая проявляет себя в постоянном столкновении и пересечении с кон­трастирующей ей христианской идеей.

И только конечный резуль­тат сложного движения и развития идей позволяет говорить о по­зиции автора в этом своеобразном идейно-философском споре.

Таким образом формируется совершенно новый тип романа, став­ший художественным открытием Достоевского. Теоретическое обосно­вание этого нового типа, названного полифонический роман, было сделано только в XX веке М.М. Бахтиным.

Он же предложил назва­ние «полифонический» (от полифония — многоголосие). Роль «голо­сов» в нем исполняют герои-идеи.

Особенность такого романа состоит в том, что философские взгляды писателя, находящиеся в центре про­изведения, не выражаются в прямых высказываниях автора или геро­ев (принцип объективности), а выявляются через столкновение и борьбу различных точек зрения, воплощенных в героях-идеях (диало­гическая структура). При этом сама идея реализуется через судьбу та­кого героя — отсюда углубленный психологический анализ, пронизы­вающий все уровни художественной структуры произведения.

Психологический анализ состояния преступника до и после совер­шения убийства в романе слит воедино с анализом «идеи» Раскольникова. Роман строится так, что читатель постоянно находится в сфере сознания героя — Раскольникова, хотя повествование ведется от 3 ли­ца.

Вот почему так странно звучат его непонятные для читателя слова о «пробе», когда он отправляется к старухе. Ведь читатель не посвя­щен в замысел Раскольникова и может только догадываться, о каком «деле» он рассуждает сам с собой. Конкретный замысел героя раскры­вается только через 50 страниц от начала романа, непосредственно перед самым злодеянием.

О существовании же у Раскольникова за­конченной теории и даже статьи с ее изложением нам становится известно лишь на двухсотой странице романа — из разговора с Пор­фирием Петровичем. Такой прием умолчания используется писате­лем и в отношении других героев.

Так лишь в самом конце романа мы узнаем историю отношений Дуни со Свидригайловым — непо­средственно перед развязкой этих отношений. Безусловно, это, по­мимо всего прочего, способствует усилению занимательности сюжета.

Все это очень непохоже на традиционный для русской литерату­ры психологизм. «Я не психолог, говорил о себе Достоевский, — я только реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».

Великий писатель недоверчиво относился к са­мому слову «психология», называя стоящее за ним понятие «палкой о двух концах».

В романе мы видим не просто изучение, но испытание души и мысли героя — вот то смысловое и эмоциональное ядро, к ко­торому стягиваются все сюжетные ходы, все события произведения, все чувства и ощущения как ведущих, так и эпизодических персона­жей.

Метод Достоевского-психолога состоит в проникновении писа­теля в сознание и душу героя с целью выявить носимую им идею, а вместе с ней и его истинную натуру, которая проступает наружу в неожиданных, экстремальных, провоцирующих ситуациях. Недаром в «Преступлении и наказании» слово «вдруг» употребляется 560 раз!

Своеобразием психологизма Достоевского определяется и спе­цифика его сюжетных построений.

Полагая, что истинная сущность человека проявляется только в моменты наивысших потрясений, писатель стремится выбить своих героев из привычной жизненной колеи, привести в кризисное состояние.

Динамика сюжета ведет их от катастрофы к катастрофе, лишая твердой почвы под ногами, вы­нуждая вновь и вновь отчаянно «штурмовать» неразрешимые «про­клятые» вопросы.

Композиционное построение «Преступления и наказания» мож­но описать как цепь катастроф: преступление Раскольникова, при­ведшее его на порог жизни и смерти, затем смерть Мармеладова, последовавшие вскоре за ней безумие и смерть Катерины Иванов­ны и, наконец, самоубийство Свидригайлова.

В предыстории к ро­манному действию рассказывается также о катастрофе Сони, а в эпилоге — матери Раскольникова. Из всех этих героев лишь Соне и Раскольникову удается выжить и спастись.

Промежутки между ка­тастрофами заняты напряженными диалогами Раскольникова с прочими персонажами, из которых особо выделяются два разговора с Порфирием Петровичем.

Вторая, самая страшная для Раскольни­кова «беседа» со следователем, когда тот доводит Раскольникова чуть ли не до помешательства, рассчитывая, что тот выдаст себя, является композиционным центром романа, а разговоры с Соней располагаются до и после, обрамляя его.

Достоевский считал, что только в подобных экстремальных си­туациях: перед лицом смерти или в минуты окончательного опре­деления для себя цели и смысла своего существования — человек способен отрешится от суетности жизни и обратиться к извечным вопросам бытия.

Подвергая своих героев беспощадному психологи­ческому анализу именно в эти мгновения, писатель приходит к вы­воду, что в таких обстоятельствах принципиальное различие в ха­рактере исчезает, становится не важным.

Ведь при всей неповторимости индивидуальных чувств «вечные вопросы» стоят перед каждым одни и те же. Вот почему возникает еще один фено­мен полифонического романа Достоевского — двойничество.

Речь идет не только о специфике героев и особенностях психологическо­го анализа, но и об одном из важнейших принципов построения полифонического романа Достоевского — системе двойников.

Действие полифонического романа Достоевского основано на столкновении контрастных идеологических полюсов при полном равноправии идей, которые дополнительно раскрываются с помо­щью системы двойников.

В «Преступлении и наказании» идея инди­видуализма, основной носитель которой Раскольников, уточняется в образах Лужина и Свидригайлова, становящихся его двойниками, вернее — двойниками идеи, заложенной в нем. Носителем христи­анской идеи является Сонечка Мармеладова, а ее двойники (двой­ники идеи) — Лизавета, Миколка, Дуня.

Внутреннюю суть Сонечки Мармеладовой, как героя-идеи, составляют основы христианской идеи: творение добра и принятие на себя страданий мира. Именно это наполняет жизнь Сонечки глубоким смыслом и светом, несмотря на окружающую грязь и мрак.

С образом Сонечки связана вера Дос­тоевского в то, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения нужно искать не в общест­ве «сильных мира сего», а в глубинах народной России. Выразить ее писателю помогает особая форма романа — полифоническая, а так­же вся присущая ей система художественных средств, в первую оче­редь, система образов романа.

На этой странице искали :

  • композиция романа преступление и наказание
  • жанр романа преступление и наказание
  • Жанр преступление и наказание
  • преступление и наказание жанр
  • композиция и жанр романа преступление и наказание

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/zhanr-i-kompoziciya-romana-prestuplenie-i-nakaza%C2%ADnie.html

Краткий сюжет и композиция романа преступление наказание

Краткий сюжет и композиция романа преступление наказание

Причем Достоевский пишет больше о наказании, чем преступлении Раскольникова: из шести частей описанию преступления посвящена лишь одна, все же остальные представляют собой своеобразный анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления.

Но даже и не наказание, а «восстановление погибшего человека» более всего волнует Достоевского как художника и мыслителя, поэтому, сменяя друг друга, в романе звучат мотивы осуждения и защиты Раскольникова, нарастая к эпилогу, где намечен путь к возрождению героя и его постепенному обновлению, за которое необходимо «заплатить… великим, будущим подвигом».

Вся поэтика романа подчиняется основной цели — воскресению, преображению героя. Особую роль в эпилоге играет пейзаж.

«сюжет и композиция»

Внимание Фоном, на котором происходит действие романа, служит образ Петербурга: описание города и уличные сцены занимают огромное место в произведении.

Серые, темные улицы создают определенное настроение у читателя, которое помогает приблизить сознание героя пониманию его главного судьи – самого читателя романа.

Последняя часть романа – это эпилог, в котором автор рассмотрел возможность духовного воскресения героя. В эпилоге Достоевский как бы ставит вопросы, вытекающие из всего романа.

В этом и заключается залог будущего нравственного возрождения Родиона Раскольникова.

Сюжет и композиция

М. М. Бахтин). Разумихин, Свидригайлов, Лужин, Мармеладов, Соня, Порфирий Петрович становятся для Раскольникова как бы воплощенным разрешением его собственного вопроса, «разрешением, не согласным с тем, к которому пришел он сам, поэтому каждый задевает его за живое и получает твердую роль в его внутренней речи».

Таким образом, Раскольников становится духовным и идейным центром романа.
Важно Совершенство композиции «Преступления и наказания» не имеет себе равных у Ф. М. Достоевского. Состоящий из шести частей и эпилога роман, «построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис.
Первая такая точка — преступление.

Вторая — наказание» (П. Вайль, А. Генис. «Страшный суд»).

Сюжет и композиция романа ф.м.достоевского «преступление и наказание»

Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: «С высокого берега открывалась широкая окрестность… Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты.

Там была свобода и жили другие люди…» В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим…».

Отказ Раскольникова от бесчеловечной «недоконченной теории» и возвращение к вечным ценностям происходит только в эпилоге и подчеркивается многократно повторенным эпитетом: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания».

О поэзии для 11 класса

Четвертая часть — встречи и разговоры, опровергающие теорию героя А) Свидригайлов и его отношение к жизни Б) Лужин — хозяин жизни, В) Встреча с Соней : близость судеб и разность мировоззрений, «Воскресение Лазаря», судьба Сони — противоречие в теории. Г) Диалог-борьба с Порфирием Петровичем, признание Миколки — формальное освобождение героя от подозрений. 6.

Пятая часть — жизнь опровергает теорию Раскольникова А) Похороны Мармеладова, позор Сони, Мерзость Лужина, Б) Трагизм судьбы Катерины Ивановны и детей В) Признание Соне (душа не выдержала и ждет суда), Соня — судья и помощник. 7.

Шестая часть — последняя борьба живой души и мертвой теории А) Свидание с Порфирием Петровичем в квартире Раскольникова (убежденность следователя в том, что Раскольников — убийца, отказ героя прийти с повинной): Б) Итог судьбы Свидригайлова: последняя попытка спастись (диалог с Дуней), самоубийство.

Сюжет, композиция, жанровые особенности романа «преступление и наказание»

Каждый герой в романе нарушает нравственные устои и по-разному реагирует на собственное поведение.

Но главный нарушитель – Родион Раскольников, который проверяет ценность собственной личности в превосходстве над личностью старухи-процентщицы. Раскольников совершает убийство, после которого его начинает мучить голос собственной совести.

Таким образом, весь роман пронизан психологической борьбой, которая ведется внутри главного героя – между его рассудком и чувством.

Смысловое содержание романа – развенчание теории Раскольникова, которая основывается на том, что человек и общество, по сути своей, преступны. Таково содержание романа, неразрывно связанное с его композицией.

В построении композиции романа Достоевский достиг предельной четкости. Фигура Раскольникова – идейно-композиционный центр романа.

Сюжет, композиция, жанровые особенности романа преступление и наказание

Вторая — наказание» (П. Вайлъ, А. Генис. «Страшный суд»), причем из шести частей описанию преступления посвящена лишь одна, все же остальные представляют собой «наказание» — анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления. Но вся поэтика романа подчиняется основной цели — духовному воскресению, преображению героя.

Трагические метания Раскольникова вовлекают всех действующих лиц: «Каждое лицо входит… в его внутреннюю речь не как характер или тип, не как фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т. п.), а как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают» (М.

М. Бахтин).

Особенности композиции романа достоевского «преступление и наказание»

Достоевский создает вокруг Раскольникова особое, преступное состояние мира, где право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью. Наказание возникает из предчувствий, но преступление живет в мыслях героя еще долгое время. В романе множество действующих лиц, и все сюжетные линии переплетаются и непосредственно связаны с образом Раскольникова.

тема – преступление и наказание Раскольникова; но выделены также три побочные темы: история семьи Мармеладовых, история Дуни и Пульхерии Андреевны, история сестры и претендентов на ее руку – Лужина и Свидригайлова.

В канву романа гармонично вплетены эпизоды снов-кошмаров Раскольникова, а также библейский сюжет о воскрешении Христом Лазаря, связанный с предстоящим воскрешением души самого героя.

В «Преступлении и наказании» история главного героя тесно переплетается с двумя сюжетными линиями: историей семьи Мармеладовых и судьбой Дунечки и Пульхерии Александровны, а также связанными с ними историями Свидригайлова и Лужина. Эти две параллельно развивающиеся фабулы теснейшим образом связаны с Раскольниковым и его теорией.

Но не только композиционным центром является Раскольников.

Трагические метания его духа вовлекают в свою орбиту всех действующих лиц, каждый по-своему пытается объяснить противоречия его личности, отгадать тайну его роковой раздвоенности.

С ними он ведет страстный спор в своих внутренних монологах. «Каждое лицо входит… в его внутреннюю речь не как характер или тип, не как фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т.

На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря (впервые — в разговоре с Порфирием Петровичем о статье Раскольникова, второй раз — когда Соня читает ему эту легенду, возвращая читателя к главной, глубинной мысли Достоевского — к его надежде на «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех… по Христову евангельскому закону». Добавил: Serin Беру! 22455 человек просмотрели эту страницу.

Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

  • Краткое содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Заказать сочинение Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа.

Цель — показать состояние героя на следующий день после убийства, ввести основных персонажей. А) состояние страха, подозрительность, болезненное состояние героя. Высшая точка — посещение конторы, обморок. Б) встреча с «двойником» Лужиным.

Теория, введенная в стиль жизни, отталкивает героя. В) смерть Мармеладова, первая встреча с Соней. Г) второй сон (избиение квартирной хозяйки Раскольникова) — отражение душевного состояния героя, чувства отгороженности от людей. 4.

Третья часть — встречи и разговоры, подтверждения и опровержения теории.

А) Второй двойник (Свидригайлов) — в рассказе матери и сестры Раскольникова. Порок, введенный в принцип жизни. Б) Встреча с Порфирием Петровичем, начало интеллектуальной схватки.

Теория Раскольникова. В) Смерть Мармеладова, трагизм жизни в Петербурге Г) Третий сон — повторное убийство, ожившая старуха. Трещина в теории: душа не выдерживает. 5.
Ф. М.

Достоевский Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание» В русской классической литературе немало примеров интересного построения композиции романа и не более интересных сюжетов, взятых для произведения.

Интересны и сюжет и композиция романа Достоевского «Преступления и наказание». «

Преступление и наказание» Достоевского принято считать философским романом, однако философским в чистом виде его назвать нельзя, скорее, это социально-философский роман. Роман Достоевского приобретает дополнительные социально-психологические и идеологические черты и таким образом становится полифоническим по жанру.

Роман построен на диалогах героев, а сюжет строится на борьбе идей, суть которых передается в диалогической форме. Диалог существует как форма проверки идей. Весь роман подчинен следующему замыслу – осуждению принципа вседозволенности.

Источник: https://advokat-burilov.ru/kratkij-syuzhet-i-kompozitsiya-romana-prestuplenie-nakazanie/

Краткое содержание романа «Преступление и наказание» по частям (Ф. М. Достоевский) | Литерагуру

Краткий сюжет и композиция романа преступление наказание

Даже если летом вы успели ознакомиться с произведением Достоевского, всего запомнить, конечно же, нельзя: какие-то мелочи забываются, имена второстепенных персонажей стираются из памяти, но на уроках литературы всегда нужно быть готовым к самым каверзным вопросам.

В учебное время совсем не хватает времени на то, чтобы перелистать «Преступление и наказание», поэтому мы предлагаем вам краткий пересказ по главам.

А если вы по-прежнему думаете, что вся суть этой истории – убийство старухи, то предлагаем уделить пару минут на чтение анализа этой книги.

I часть

Главный герой Родион Раскольников – бывший студент, проживающий в каморке, расположенной в Петербурге (вот его подробная характеристика).

Только в романе это совсем не величественный город: описаны духота, вонь, толкотня, пьяные люди и давящая бедность (вот описание столицы).

В первой главе читателям сразу дается портрет старухи-процентщицы Алены Ивановны, состоящий из отталкивающих черт: дряхлая и жадная женщина погрязла в алчности. Раскольников идет к старухе, чтобы осмотреться и проверить свои ощущения, закладывает ей дорогие вещи.

Семья Мармеладовых так же не заставляет себя долго ждать, и бывший чиновник, алкоголик Семен Мармеладов, знакомится с Раскольниковым в распивочной (тут анализ эпизода). Там он рассказывает Родиону о своей семье, живущей в нищете и о дочери Соне, которая живет «по желтому билету», чтобы прокормить семью отца.

Так же главный герой получает письмо от матери, в котором рассказывается о сестре Раскольникова Дуне, помещике Свидригайлове и предпринимателе Лужине. Дуню оскорбил своими домогательствами хозяин дома, где она служила гувернанткой. Теперь ей больше нельзя работать.

И она предпринимает отчаянный шаг – помолвку с состоятельным, но нелюбимым мужчиной – Лужиным (вот их характеристика и значение в романе).

Сразу же в первой части Раскольников решает, что преступлению быть. У него благородная цель, но его мучают сомнения в правильности этого поступка.

Однако он видит знаки, которые подталкивают его на убийство: случайно услышанный разговор студента и офицера в трактире о справедливости возможного убийства старухи, о том, что Лизаветы (сестры Алены Ивановны) не будет дома завтра вечером (здесь подробно описаны причины этого решения).

Первая часть завершается преступлением, совершенным Раскольниковым: автор описывает преднамеренное убийство и ограбление старухи-процентщицы и случайное убийство ее беременной сестры Лизаветы. Родион очень боится, у него даже не получается с первого раза сделать решающий удар.

Его с распростертым телом застает сестра жертвы, которую он тоже не оставляет в живых. Тогда, будто в лихорадке, он покидает дом, взяв случайно попавшие на глаза ценности, даже толком не обыскав квартиру. На пути он еле скрывается от случайных прохожих в подъезде, чтобы не быть узнанным.

II часть

Все последующие части романа можно назвать наказанием главного героя, сразу после преступления он испытывает ужас, смятение и страх.

Раскольникова вызывают в полицейскую контору, что, несомненно, пугает его: однако причина вызова – жалоба хозяйки квартиры за неуплату.

Неопытный преступник начинает выдавать себя, когда падает в обморок во время случайно услышанного разговора об убийстве старухи-процентщицы.

Все украденное Раскольников прячет под камень в незнакомом дворе, и даже это дает понять читателю, насколько бесполезно было преступление героя.

Родиону, ослабевшему и заболевшему от напряжения, помогает приятель по университету Разумихин, обеспечивая его едой и одеждой (здесь их сравнительная характеристика). В этой же части состоится неудачное знакомство Раскольникова с Лужиным.

Оба мужчины сразу прониклись друг к другу взаимной антипатией. Брат мучается, он не в силах принять от сестры такую жертву, ведь она продает себя, лишь бы он смог продолжить обучение.

Завершается вторая часть страшной трагедией: Мармеладов попадает под лошадь и умирает, появляется Соня. Раскольников дает деньги, которые ему прислала мать, на похороны семье Мармеладовых (здесь описание их трагедии).

Герой признавался себе в том, что в тот момент он жил, а не просто существовал. В грязной комнатушке он увидел несчастных малышей и их мать, Катерину Ивановну, больную чахоткой.

Всех их содержит бледная и худенькая девушка Соня (вот ее характеристика), единственная родная дочь погибшего, которая продает себя ради выживания мачехи и ее потомства.

III часть

К Раскольникову приезжают мать и сестра. Невооруженным глазом видна любовь Разумихина к Дуне. Раскольников в возмущении от письма Лужина, где жених пишет его родне, что Родион выдал деньги «девице отъявленного поведения». Пытаясь доказать, что Лужин исказил ситуацию, Раскольников сажает Соню, которая пришла пригласить героя на поминки, рядом с матерью и сестрой.

В третьей части, наконец, состоится знакомство Раскольникова с талантливым следователем Порфирием Петровичем, у которого нет улик на главного героя, но есть исключительная интуиция.

Мы слышим разговор о теории Раскольникова, которая изложена в статье «О преступлении», написанной молодым человеком за полгода до убийства Алены Ивановны (тут описание теории).

Раскольников излагает суть своей теории об обыкновенных, склонных к послушанию и смирению, и необыкновенных людях, которым разрешается преступить закон, если это требуется для важной идеи. Объяснив свое предположение о «тварях дрожащих и право имеющих», нервный и лихорадочный Родион только еще больше вызывает подозрение у Порфирия Петровича.

IV часть

В четвертой части романа Достоевского читатель знакомится с Свидригайловым, тем самым хозяином дома, где Дуня была опорочена грязными домогательствами барина. Этот развратник заходит к Раскольникову и, замечая в нем родственную душу, признается в том, что ему являются привидения его жертв. Он давно живет лишь сладострастием и погубил уже немало женских судеб.

Дуня с Лужиным ссорятся и расторгают помолвку, а Раскольников заглядывает к Соне. Герой говорит ей о том, что ее грех в том, что она «понапрасну умертвила и предала себя». Мармеладова читает Родиону библейскую легенду о воскрешении Лазаря, пытаясь донести до него смысл своего самоотречения и надежду на благоприятный исход.

Раскольников вновь в полицейском участке, у Порфирия Петровича. Психологически не выдерживая давления, он кричит:

Арестуйте меня, обыскивайте меня, но извольте действовать по форме, а не играть со мной!

Однако неожиданное признание маляра Николая в убийстве процентщицы ставит Раскольникова в ступор. Следователь понимает, кто виновен, но ничего не может сделать без откровенного признания преступника.

V часть

Лужин беседует с Соней, и на поминках по Мармеладову подсовывает ей деньги, чтобы потом поссорить Раскольникова с сестрой и матерью. Он пытается обвинить девушку в краже денег, однако ее защищают Лебезятников и Раскольников. Клеветника с позором прогоняют.

Раскольников у Сони признается ей в убийстве. Родион старается доказать ей, что пытался убить «бесполезную, гадкую, зловредную» вошь, Соня советует «страдание принять и искупить себя им». Позже выясняется, что их разговор был подслушан Свидригайловым, живущим по соседству.

Катерина Ивановна умирает в комнате Сони от горлового кровотечения, и Свидригайлов оплачивает ее похороны и жизнь ее детей. Он боится возмездия судьбы за свои грехи, осознание собственной порочности сводит его с ума.

VI часть

В заключительной части романа Порфирий Петрович заглядывает к Раскольникову, в конце их разговора следователь убеждается, что убил процентщицу именно Раскольников и предлагает ему «учинить явку с повинною».

Дуня находится у Свидригайлова: он сообщает ей о преступлении ее брата. Также он пробует добиться ее расположения, но женщина покидает его.

После ее ухода Свидригайлова мучают ночные кошмары, и он совершает самоубийство.

Матери Раскольникова нездоровится, они прощаются с сыном.

Она уже давно понимала, что с сыном что-то ужасное происходит, а теперь приспела какая-то страшная для него минута.

После разговора поначалу с Дуней, затем с Соней Раскольников покаялся среди площади, целуя грязную землю «с наслаждением и счастьем», после чего Родион является с повинной в полицию.

Эпилог

Именно в эпилоге нам раскрывается конец истории, дается надежда на будущее Раскольникова и Сони и свершается долгожданное воскрешение героя (тут оно описано подробно).

В заключительной главе романа Раскольников в Сибири, на каторге. Соня Мармеладова рядом с главным героем, который в эпилоге осознает свою к ней любовь. Раньше его бесило ее присутствие, ее самоотречение.

Ему казалось, что своим поведением она как бы упрекает его и в чем-то обязывает. У этой доброй и искренней девушки завязались хорошие отношения с заключенными.

Но в течение времени он понял, как прекрасна и добра эта девушка, как благотворно ее влияние.

Читателям рассказывается о суде над Родионом.

Сны Раскольникова играют немаловажную роль в произведении, а заключительный для нас сон героя показывает моровую язву, из-за которой каждый думал, что в нем заключается истина (здесь подробное описание снов).

Благодаря этому жуткому сну, где все погибало, Раскольников, наконец, осознает антигуманный смысл собственной теории и раскаивается в совершенном преступлении.

Мария Воробьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-romana-prestuplenie-i-nakazanie-po-chastyam-f-m-dostoevskij/

Достоевский

Краткий сюжет и композиция романа преступление наказание

В данной статье вам будет предложен сюжет романа «Преступление и наказание». Кратко изложено содержание по частям (их всего шесть) и рассказано о том, как Ф. М. Достоевский композиционно выстроил произведение, которое вызвало столь неоднозначную реакцию общества — от восторженных откликов до осуждения замысла.

«Полифонический» роман

Почему невозможно пересказать в двух словах сюжет «Преступления и наказания»? Достоевский создал произведение, которое принято считать «полифоническим», то есть многоголосным.

Увидевший свет в 1866 году, роман повествует не только о главном герое — бедном студенте по фамилии Раскольников, но и о семействе Мармеладовых, сестре Дуне, хитром дельце Лужине и развратном барине Свидригайлове.

У каждого из вышеперечисленных персонажей своя сюжетная линия, которая пересекается с описанием жизненных перипетий других героев произведения, создавая ощущение многоголосия.

Временные рамки повествования

Действие, по замыслу автора, происходит непосредственно в тот период, когда осуществляется написание романа — в 1865 году.

Несмотря на большой объем текста (примерно 500 страниц), временные рамки охватывают всего пару недель.

Лишь эпилог описывает события, которые происходят через полтора года после завершения судебного разбирательства над Раскольниковым. Итак, остановимся на сюжете и композиции «Преступления и наказания».

Построение романа кажется абсолютно понятным и лаконичным. Автор разбивает повествование на шесть частей, выделяя в каждой по 6-7 глав. На первый взгляд, все абсолютно традиционно. Но только на первый.

У романа абсолютно рваный ритм. Первые три дня до совершения преступления описываются довольно размеренно и логично. Но уже во второй части интенсивность повествования и событий увеличивается, вплетаются новые персонажи и сюжетные линии, создавая некий хаос и усложненность восприятия.

Между главами и днями отсутствует синхронизация, что явно было задумано автором. Видимо, таким образом он хотел донести душевное состояние Раскольникова после убийства и потерю им какого-либо ощущения времени.

Рассмотрим далее очень кратко сюжет «Преступления и наказания», чтобы ввести в курс, о чем повествуется в романе. А затем изложим содержание чуть подробнее, соблюдая разбивку по частям.

Сюжет: завязка романа

Жаркое петербургское лето, июль.

Вынужденный из-за отсутствия средств оставить университет, бывший студент Родион Раскольников направляется к старухе-процентщице, у которой когда-то закладывал часы.

Он беден, его угнетает ситуация, что он финансово зависим от своей матери и сестры, которая готовится без любви выйти замуж за богатого человека, чтобы содержать себя, а также помогать семье.

Увлеченный образом Наполеона, Раскольников замышляет преступление — убийство процентщицы, жалкой, по его мнению, старухи. После этого собственная жизнь студента и жизнь близких должны измениться в лучшую сторону. Однако Раскольникову придется совершить двойное убийство, лишив жизни также сестру процентщицы — Лизавету.

Как далее развивается сюжет романа «Преступление и наказание», рассмотрим чуть ниже.

Завершение сюжетной линии

Раскольникова мучают угрызения совести, он заболевает. Следователь, прочитавший его статью, написанную за несколько недель до гибели старухи-процентщицы и ее сестры под названием «О преступлении», начинает подозревать студента в убийстве. Он ведет с ним диалоги, которые заставляют Раскольникова раскаяться и явиться с повинной.

Но перед этим тот открывает правду Сонечке Мармеладовой, дочери титулярного советника, с которым некогда познакомился в пивной. Девушка содержит семью, занимаясь проституцией, но при этом сохранив душу чистой и непорочной. Она убеждает Раскольникова признаться в преступлении и обещает свою поддержку.

После завершения суда, на котором главному герою выносят приговор — 8 лет каторги, Сонечка отправляется за ним в Сибирь.

Таков сюжет «Преступления и наказания», краткое изложение которого позволяет уловить главную проблему — разделение людей на «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет».

Эту дилемму поставил перед собой Раскольников, мечтая отнести себя ко второй категории. Но обретает герой внутренний покой лишь тогда, когда искренне раскаивается:

Разве я старушку убил? Я себя убил! (Р. Раскольников)

Краткое изложение содержания первой части

На протяжении семи глав описывает главного героя Достоевский. «Преступление и наказание» (сюжет кратко будет представлен далее) — это рассказ о подготовке и совершении убийства и последующих за ним событиях. Причем вся предыстория и само преступление излагаются в первой части.

Читатель знакомится с Родионом Раскольниковым, который избегает встречи с квартирной хозяйкой, ибо задолжал ей за свою каморку значительную сумму денег. Бедный, плохо одетый студент истощен нищетой.

Направляясь к старухе-процентщице, он размышляет о том, что не ел на протяжении двух дней. Это заставляет его заложить серебряные часы, но при этом строить в голове планы об убийстве старухи.

Этими мыслями он терзается уже на протяжении целого месяца.

В пивной Раскольников знакомится с Мармеладовым, бывшим чиновником, который рассказывает ему историю своей жизни. Семен Захарович женился на образованной женщине с тремя детьми, но пропивает имеющиеся деньги, что вынуждает старшую дочь Сонечку отправиться на панель. Проводив пьяного Мармеладова домой, Раскольников оставляет там имеющуюся мелочь, пораженный нищенской обстановкой.

Дома главного героя ждет письмо матери, из которого он узнает, что Дуня, его сестра, планирует выйти замуж за Лужина, имеющего некоторый капитал. Мать надеется, что тогда сестра сможет помочь Родиону закончить обучение. Не желая, чтобы Дуня жертвовала собой, Раскольников возвращается к своей задумке.

Из каморки дворника он крадет топор и отправляется в дом старухи, зная, что в это время она абсолютно точно будет одна.

Когда Раскольников совершает убийство, в его душе начинается паника, поэтому он довольно долго разыскивает богатства процентщицы.

В тот момент, когда он распихивает все по карманам, возвращается ее сестра — безобидная женщина по имени Лизавета. Раскольникову приходится расправиться и с этой несчастной жертвой.

Подбросив дворнику орудие убийства, Родион возвращается в свою каморку. Как далее развивается сюжет романа «Преступление и наказание»? Кратко изложим содержание второй части.

Часть вторая

Все семь глав посвящены состоянию главного героя после убийства. Раскольников вспоминает о происшествии с ужасом. Он прячет драгоценности за обоями, а позже перепрятывает их на улице — под большим камнем в безлюдном дворе.

Главный герой напуган вызовом в полицию, где выясняется, что причиной этого стала его задолженность за квартиру.

Едва услышав разговор о совершенном накануне преступлении, Раскольников падает без чувств, однако полицейские связывают обморок с его болезнью.

Студента лихорадит, и от навестившего его Зосимова он узнает о подозреваемых по делу и отсутствии у полиции улик. Ему приходит письмо и денежный перевод для оплаты за жилье. Понимая, что это деньги Лужина, он неприязненно встречает того в момент, когда Петр Петрович приходит познакомиться в качестве жениха Дуни.

Отправившись в пивную, Раскольников заводит разговор с Заметовым, обсуждая совершенное накануне преступление. Случайно он почти признается в убийстве, но собеседник считает того попросту сумасшедшим.

По пути домой Раскольников застает лежащего на мостовой Мармеладова, которого в пьяном состоянии сбили на дороге. Он сопровождает того домой и застает его смерть.

Чтобы как-то помочь семье, Раскольников отдает оставшиеся деньги и направляется к Разумихину — своему товарищу.

Когда они оба возвращаются в каморку Родиона, их ждут сестра и мать студента, приехавшие в Петербург. Главный герой лишается чувств.

Каков дальнейший сюжет «Преступления и наказания»?

Часть третья

Вся третья часть из шести глав посвящена метаниям Раскольникова и заканчивается его бредом.

Мать, напуганная обмороком сына, хочет остаться около него, но Родион отговаривает ее, а Разумихин провожает родственниц приятеля в гостиницу. Ему очень понравилась Дуня, которую брат просит не выходить замуж за Лужина.

Петр Петрович приглашает письмом невесту и его мать на встречу, но при этом просит прибыть на нее без Раскольникова. Те направляются к сыну и брату, чтобы сообщить об этом.

Сестра просит Родиона все же присутствовать на встрече. Во время разговора приходит Соня, чтобы пригласить Раскольникова на поминки.

Обе женщины замечают, что тот неравнодушен к молодой девушке, которой отдал все свои деньги.

Раскольников одержим мыслью познакомиться со следователем Порфирием Петровичем, который ведет дело старухи-процентщицы, и вместе с Разумихиным отправляется к нему. Под предлогом, что он делал заклады у старухи, главный герой впервые вступает в диалог с представителем следствия. И сразу же обнаруживает, что находится в числе подозреваемых.

Ситуация усугубляется тем, что на улице какой-то незнакомец называет его убийцей. Придя домой, Раскольников начинает бредить. Так закручивается сюжет «Преступления и наказания».

Часть четвертая

В шести главах следующей части, казалось бы, метаниям Раскольникова будет положен конец. Что же произойдет? Как будет развиваться сюжет «Преступления и наказания»? Краткое содержание четвертой части поможет разобраться в перипетиях истории.

Очнувшись, Раскольников обнаружит возле себя Свидригайлова — барина, у которого его сестра служила ранее. Тот предлагает Родиону 10 тысяч рублей за организацию встречи с девушкой и расстройство предстоящей свадьбы с Лужиным.

Отправляясь на встречу с женихом сестры, главный герой рассказывает Разумихину, своему приятелю, что боится Свидригайлова, который кажется ему опасным человеком. Лужин между тем устраивает сцену, что на встречу пришел брат невесты, ранее оскорбивший его.

Он полагал, что Дуня, нуждающаяся в средствах, выполнит его просьбу и придет одна. Но та расторгает помолвку и гонит несостоявшегося жениха прочь.

При этом она просит прощения у брата, что польстилась на деньги, не подозревая, насколько Лужин неприятный человек.

Раскольников отправляется к Соне Мармеладовой, пообещав той в разговоре, что расскажет о настоящем убийце Лизаветы, с которой девушка была дружна. Оба не подозревают, что в это время их подслушивает Свидригайлов, оказавшийся соседом Мармеладовых.

Ноги сами несут Раскольникова к следователю под предлогом возвращения вещей, которые были им заложены у процентщицы. Разговор мучает его, и он призывает Порфирия Петровича либо признать его виновным, либо перестать изводить допросами. Но тут выводят красильщика, который неожиданно для самого следователя берет вину за убийство двух женщин на себя.

Казалось бы, наш герой может почувствовать себя в безопасности и облегченно вздохнуть, но в следующих главах напряжение будет лишь усиливаться. Таковы особенности сюжета «Преступления и наказания». Кратко расскажем о продолжении истории.

Часть пятая

События в пяти главах разворачиваются вокруг семьи Мармеладовых. Лужин решает отомстить Раскольникову и с этой целью приглашает к себе в номера Соню, которой предлагает деньги на поминки отца. При этом незаметно подсовывает той сотенную купюру, что видит присутствовавший при разговоре Лебезятников.

Во время поминок, на которых находится Раскольников, у вдовы бывшего чиновника возникает ссора с хозяйкой квартиры. В это время в доме появляется Лужин и обвиняет Соню в краже ста рублей. Однако Лебезятников берет девушку под защиту. Он был уверен, что Лужиным руководили благородные намерения, когда тот незаметно подсунул Мармеладовой деньги.

Хозяйка выгоняет вдову на улицу вместе с детьми. Раскольников же выполняет обещание и рассказывает Соне, кто на самом деле убил процентщицу и ее сестру. Более того, он признается, что не голод им руководил, а желание понять, сможет ли он это сделать, принадлежит ли он к избранным.

Соня со смирением принимает правду и жалеет Раскольникова. В это время приводят ее мать, которая вела себя на улице как безумная. Женщина умирает. На пороге появляется Свидригайлов, который обещает по-соседски помочь сиротам и взять на себя расходы по похоронам. При этом он намекает Раскольникову, что слышал все его разговоры с Соней.

Мы видим, как умело автор держит читателя в напряжении, закручивая сюжет «Преступления и наказания». Краткое содержание последней части еще более убедит вас в этом.

Часть шестая

В романе многие герои трагически погибают при разных обстоятельствах. В заключительной части от собственной пули уходит из жизни Свидригайлов. Раскольников боится его разоблачений, но тот использует информацию лишь для того, чтобы заманить к себе в квартиру Дуню, которой обещает спасти брата в обмен на ее любовь.

Девушка пытается бежать, выстрелив в Свидригайлова из револьвера. Хотя ей не удалось попасть, тот предоставляет Дуне возможность уйти.

Проведя время в трактире, Свидригайлов приносит обещанные деньги Соне Мармеладовой, после чего снимает номер в гостинице.

Всю ночь ему снится девочка, наложившая на себя руки из-за безответной любви к нему. Утром он выстрелил в себя из револьвера, оставленного Дуней.

А что же происходит с Раскольниковым по сюжету «Преступления и наказания»? Краткое изложение таково: главный герой после мучительных раздумий и метаний решил признаться в содеянном, добровольно сдавшись полиции.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.