Проверка управляющей компании жилищной инспекцией

Содержание

Как государственный жилищный надзор работает с вашими жалобами

Проверка управляющей компании жилищной инспекцией

Для того, чтобы нашим читателем стало понятнее, какие процессы происходят в жилищных инспекциях при подаче в них жалоб на управляющие компании, мы подготовили этот материал.

Как жилинспекции работают с жалобами жильцов?

Каждая жилинспекция действует на основании внутреннего регламента, утвержденного главой жилинспекции.

Такие регламенты пишутся в соответствии с длинным перечнем нормативных актов, список которых мы приведем в самом конце данного материала.

И именно этими регламентами определен порядок проведения всех возможных проверок, будь то поверки по жалобам, или же проверки по каким-то другим поводам.

Мы проанализировали содержимое регламентов жилинспекций ряда крупных сибирских регионов, и на основе их сделали небольшой обзор алгоритмов, на основе которых строится их работа.

Итак, если вы написали жалобу в жилинспекцию, о нарушениях требований жилищного законодательства (или лицензионных требований) организацией, обслуживающей ваш дом, то далее разворачивается следующая цепочка событий:

1. Жилинспекция (далее — ГЖИ) принимает ваше заявление, ему присваивается номер входящего,

2. В течение 3 рабочих дней с момента поступления заявления, должностное лицо ГЖИ подготавливает проект приказа о проведении проверки, решает вопрос о привлечении экспертов (если они нужны),

3. Данный проект приказа подписывает руководитель ГЖИ или лицо его замещающее,

4. Лицо, ответственное за проведение проверки не позднее, чем за 3 рабочих дня до проведения проверки, уведомляет об этой проверке проверяемое лицо (да, в ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ и в ч. 3 ст.

196 ЖК РФ определено, что такие проверки проводятся без предварительного уведомления проверяемого, однако в регламентах большинства ГЖИ есть требование об обязательном уведомлении, что связано законодательством о защите прав предпринимателей).

5. Получив уведомление, проверяемое лицо не только узнает о проведении проверки, но обычно в нем также содержится перечень документов, которые проверяемое лицо должно будет предоставить сотрудникам ГЖИ для проведения проверки.

6. Далее непосредственно проводится проверка. Срок проведения проверки не должен быть более 20 рабочих дней и в исключительных случаях может быть продлен еще на 20 рабочих дней.

7. В случае выявления нарушения лицензионных требований в ходе проведения проверки должностное лицо ГЖИ выписывает проверяемому лицу предписание и устанавливает срок его исполнения (это требование, установленное Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…»).

8. При этом дело об административном правонарушении могут возбудить как сразу, так и после окончания срока исполнения предписания. Ну или возбудить два дела: одно по факту наличия правонарушения, а второе по факту неисполнения предписания. Каждый раз при возбуждении дела составляется протокол об административном правонарушении.

В большинстве известных нам случаев, ГЖИ не наказывают за найденные нарушения сразу же, а выписывают предписания, и только при невыполнении предписаний составляют протоколы об административных правонарушениях. Такой порядок действий рекомендован письмом Минстроя России от 09.10.2015 N 32582-АЧ/04.

9. Протоколы об административном правонарушении и материалы проверок в течение 3 рабочих дней с момента их проведения направляются в мировой суд, который затем в течение 15 дней рассматривает дело и может вынести решение о назначении штрафа, исключения дома из лицензии, или другом наказании, соответствующем найденным нарушениям.

10. Протоколы и предписания ГЖИ, а также решения судов также могут быть обжалованы управляющей организацией при наличии на то оснований.

11. Ну а вам, то есть тому, кто написал жалобу, в течение 30 дней с даты ее подачи пришлют ответ, где напишут, что либо нарушений не обнаружено, либо обнаружено нарушение и выписано предписание, либо срок ответа на обращение продлен, и ответ будет позже.

А теперь простые выводы:

Не бойтесь жаловаться, если ваша управляющая организация делает что-то неправильно, или не делает того, что они делать обязаны по жилищному законодательству. И не поддавайтесь на «грязные» доводы о том, что за все штрафы управляющей компании будет заплачено из вашего кармана.

Ну самыми лучшими способами заставить управляющую компанию работать остаются или смена управляющей компании, или составление актов, подтверждающих некачественную работу управляющей компании, и дальнейшее требование перерасчета по этим актам.

Дополнение. Все регламенты, в соответствии с которыми органы государственного жилищного надзора проводят проверки, должны соответствовать следующим документами:

Конституция РФ;

Жилищный кодекс РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

Источник: https://nkgkh.ru/novosti/raz-yasneniya/1661-kak-gosudarstvennyj-zhilishchnyj-nadzor-rabotaet-s-vashimi-zhalobami

В каких случаях может пройти внеплановая проверка гжи и как к ней подготовиться

Проверка управляющей компании жилищной инспекцией

Проверка перед проверкой. Если жилищный инспектор заподозрит вас в нарушении обязательных требований, то в вашей организации пройдет предварительная проверка. Вы еще не сталкивались с этим?

Юридическая служба госжилинспекции Кемеровской области

В этой статье мы разберем, в какой ситуации могут проводиться предварительные проверки управляющих компаний жилищной инспекции и как к ним подготовиться.

Важна формулировка: предмет предварительной проверки — это проверка поступившей информации, а не проверка деятельности юридического лица.

  • Обжалование предписания ГЖИ благодаря расширенным полномочиям совета дома

Откуда взялись внеплановые проверки управляющих компаний

С 1 января 2017 года законодатель ввел процедуру предварительной проверки поступивших обращений. Этот вид проверки предусмотрен ч. 3.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).

Такой контроль стал необходим, так как законодательство РФ не стоит на месте и каждый год у организаций, управляющих МКД, появляются новые функции по управлению жилищным фондом. Например, размещение информации на официальных сайтах, в т. ч. на ГИС ЖКХ, увеличение количества документов, направляемых в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) в силу закона, и другие обязанности.

Давно требовался механизм проверки таких нововведений. Например, действия по таким проверкам, как мониторинг сайтов или оценка непредоставления необходимых сведений, не требуют взаимодействия с УО, жилищными объединениями. После того как работа в ГИС ЖКХ все же стала обязательной, механизм предварительной проверки просто необходим.

Часть обращений граждан на плохое состояние жилищного фонда также можно рассмотреть в ходе предварительной проверки без взаимодействия с юридическими лицами.

Пример

Не убирают подъезд, придомовую территорию и т. п

С проверкой чистоты на жилищном фонде может появиться любое должностное лицо ГЖИ, имеющее задание руководителя на конкретный вид проверки.

Предварительное сообщение проверяемому лицу не направляется, как и само задание руководителя надзорного органа. УО не надо готовиться к таким проверкам, поднимать документы.

Она просто должна выполнять все требования законодательства, чтобы исключить обоснованные обращения граждан и жалобы на свою работу.

Такой подход позволит исключить возможность составления инспектором обоснованного представления своему руководителю о необходимости проведения внеплановой проверки УО, результатом которой будут меры административного реагирования.

Таким образом, введение процедуры предварительных проверок снижает количество проверок, в результате которых факты не подтверждаются.

Ситуация

Предварительная проверка ГЖИ возможна в рамках лицензионного контроля?

Да, возможна. Процедура предварительной проверки распространяется и на управление МКД на основании лицензии, так как в силу ст. 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона и положения Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Тонкость

Анонимки в работу не берут

Внеплановая проверка ГЖИ прекращается, если после ее начала выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении. Это закреплено ч. 3.4 ст. 10 Закона № 294-ФЗ по решению руководителя органа контроля.

Более того, орган контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в т. ч. с юридического лица, ИП, расходов, понесенных в связи с рассмотрением поступивших заявлений, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения (ч. 3.5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

  • Как взыскать расходы на оплату услуг представителя, если в штате есть юрист

Когда возможна предварительная проверка управляющей компании жилищной инспекцией

В ГЖИ поступила информация, которую для начала нужно проверить. Такова схема начала предварительной проверки. Информация поступает в виде обращения, заявления в ГЖИ от гражданина, юридического лица или ИП.

С предварительной проверкой никто не может «появиться на пороге» у организации, управляющей МКД. Предварительную проверку могут провести, если у ГЖИ нет:

  • достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований;
  • достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, которые могут служить основаниями для внеплановой проверки.

Как подготовиться к предварительной проверке

Заранее никаких документов УО готовить не надо. В ходе предварительной проверки жилищный инспектор может запросить лишь пояснения в отношении информации, полученной у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию. В распоряжении инспектора есть только документы, которые УО, жилищное объединение ранее подавали в ГЖИ.

Как проходит внеплановая проверка управляющей компании

В ходе проведения предварительной проверки жилищные инспекторы:

  • запрашивают дополнительные сведения и материалы (в т. ч. в устном порядке) у лиц, которые направили заявления и обращения, представили информацию;
  • рассматривают документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении ГЖИ;
  • проводят при необходимости мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, предпринимателями и без возложения на них обязанности представить информацию и исполнить требования.

Инспектор может лишь запросить пояснения по полученной информации. Представлять такие пояснения и иные документы проверяемые организации не обязаны.

Выявленные в ходе предварительной проверки нарушения могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Это предусмотрено ч. 3.2 и 3.3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах причинения вреда окружающей среде (возникновении такой угрозы), нарушения прав потребителей жилищный инспектор подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.

Могут ли оштрафовать по результатам предварительной проверки ГЖИ

Нет, такой риск отсутствует.

По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица или индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются. Это предусмотрено ч. 3.3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ.

Худший результат проведенной предварительной проверки — это назначение внеплановой проверки деятельности организации, управляющей многоквартирным домом.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102301-proverka-upravlyayushchey-kompanii-jilishchnoy-inspektsiey

Жилищный инспектор спешит с проверкой и наказывает виновных

Проверка управляющей компании жилищной инспекцией

Жизнь современного городского человека неизбежно связана с коммуникациями во всех сферах: от необходимости быть частью городского социума до исправно работающих городских коммуникационных сетей.

Большинство из нас проживает в городских муравейниках, под названием «многоквартирный дом», в котором с одной стороны жильцам предоставлены тепличные условия, а с другой — полная зависимость от исправной работы многих городских служб.

Простое отключение воды, света на площадке, неработающая канализация или лифт может стать не просто неудобством, а настоящей трагедией для некоторых жильцов: инвалидов, тяжелобольных, пожилых людей. Как быть в этом случае, и куда обращаться жителям многоэтажных домов? Есть много инстанций, куда можно пожаловаться:

  • управляющие компании жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ); товарищества или жилищные кооперативы совладельцев жилья (ТСЖ и ЖК);
  • органы Роспотребнадзора, санэпидемстанция, пожарная инспекция, участковый и пр.

Но чтобы долго не гадать, куда направить свою жалобу, можно обратиться сразу в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ), которая рассмотрит и перенаправит её (при необходимости) в соответствующую службу или органы управления.

Что такое государственная жилищная инспекция (ГЖИ)

ГЖИ — это надзорный государственный орган, предназначенный для контроля за нижестоящими организациями и службами в области коммунального хозяйства и домоуправления и координации их деятельности.

  • Это — иерархическая структура, на низу которой расположены местные региональные исполняющие звенья, а наверху — руководящие органы государственного центрального надзора. Имеется в каждом регионе страны.
  • Под надзором ГЖИ находится вся коммунальная собственность многоквартирных домов. Жильцы имеют право подавать жалобы как в местную комиссию, так и центральный исполнительный орган, в том случае если принятое местной госжилинспекцией решение по жалобе их разочаровало.

Чем занимается жилищная инспекция

В круг обязанностей ГЖИ входит надзор:

  • за осуществлением качественной поставки всех коммунальных услуг жилищного фонда;
  • обеспечением нормальной деятельности всех коммуникаций и сетей в МКД (то есть многоквартирного дома) и их состояния;
  • санитарно-техническим состоянием домов и прилегающими к ним территориями (дворами, тротуарами, детскими площадками, парковками и т. д);
  • своевременным проведением текущих и капитальных ремонтных работ;
  • заменой устаревшего оборудования;
  • установкой счетчиков на газ, свет, тепло и воду;
  • постановкой в очередь и отселением жильцов из домов, признанных аварийными;
  • установлением коммунальных тарифов и др. видов деятельности.

Обязанностью жилищных комиссий является также:

  • рассмотрение жалоб жильцов, недовольных работой коммунальных и городских технических служб, занимающихся жизнеобеспечением МКД;
  • претворение в жизнь постановлений и нормативных актов центральных государственных надзорных органов;
  • направление статистики и отчетных данных наверх — в Ассоциацию контрольных органов жилищно-коммунального надзора;
  • регистрация новых управляющих компаний;
  • контроль за своевременным перечислением средств в государственный бюджет.

Основы правовой деятельности службы жилищного надзора

Деятельность ГЖИ регулируется:

  • Конституцией РФ;
  • Гражданским и Жилищным кодексами;
  • Кодексом об административных нарушениях КОАП Российской Федерации;
  • правительственными постановлениями № 493 (от 11.06.2013) и № 1115 (от 29.10.2014 г).

В Конституции (ст. 40, ч. 2), ГК (гл.4, пар.6, ч.5) и ЖК (ст.2, ст. 20) содержатся ряд нормативов, посвященных:

  • праву каждого гражданина на проживание в нормальных человеческих условиях;
  • общепризнанным стандартным нормах этих условий;
  • учреждению и деятельности управляющих компаний и органов надзора за жилищным фондом.

Ст. 30.3 КОАП регламентирует право на обжалование решение комиссии по жилищному надзору в течение 10 дней.

Ст. 7.20 — 7.22 КОАП перечисляет основания для привлечения управляющих компаний, товариществ, управления жилищного кооператива, служб ЖКХ и граждан к административной ответственности:

  • за недостаточно качественное или полное невыполнение своих обязанностей по эксплуатации и содержанию жилищного коммунального фонда в надлежащем состоянии (ст. 7.22);
  • самовольные подключения к центральному водоснабжению (ст. 7.20);
  • нарушения правил совместного пользования жилым домом, незаконные перепланировки, порчу общественного имущества (ст. 7.21)

Указанные статьи также устанавливают процедуру наказания в виде штрафов для гражданских, должностных и юридических лиц, которые могут достигать больших величин, особенно для юрлиц:

  • так, за самовольное подключение к центральному отоплению, граждане облагаются штрафом до 1.5 тыс. руб., должностные лица — до 3 тыс. руб., юридические — до 30 тыс. руб., что на порядок больше;
  • ст. 7.22 устанавливает размер штрафов для должностных лиц до 5 тыс. руб., юридических — до 50 тыс. руб.

Постановление № 493, принятое правительством РФ в июне 2013 г., расширило полномочия ГЖИ: с этого времени жилищные инспекции, занимающиеся коммунальным хозяйством, имеют право осуществлять контроль непосредственно:

  • за коммунальными платежами (устанавливать факты неверного начисления коммунальных тарифов, их необоснованного завышения, несоответствие платежей объёму оказанных услуг и т. д.);
  • деятельностью самих УК: проверка лицензий; проверочная переэкзаменовка компетенции компании; лишение компании лицензии на право управления коммунальным хозяйством и исключение её из реестра УК.

Постановление № 1115 обязывает ГЖИ осуществлять постоянное наблюдение за тем, как эксплуатируются МКД, и в каком состоянии они поддерживаются, при этом контроль производится тотальный, невзирая на то, приватизированы ли квартиры жильцов или нет.

Когда можно обращаться в госжилинспекцию

Жильцы могут пожаловаться:

  • На неудовлетворительное плачевное состояние коммунальной собственности (неработающие лифты, протекающие трубы, забитую канализацию и мусоропровод, отсутствие ламп освещения в подъездах и на площадках; выбитые стекла и т. д.).
  • Некачественные услуги (постоянное отключение холодной или горячей воды, недостаточная температура в помещении в зимний отопительный период).
  • Антисанитарное состояние дома и территории (не осуществляется уборка в подъездах, дворах, на лестничных площадках, не проводится вывоз мусора).
  • Самоуправство соседей, занимающих общественные места для своего имущества, перекрывающие коридоры, возводящие самовольные пристройки как в доме, так и во дворе.
  • Нарушения соседями норм совместного проживания в многоквартирном доме:
    • превышение допустимого уровня шума в вечерние, ночные, утренние часы и по выходным;
    • распространение антисанитарии во всем доме из-за несоблюдения санитарно-гигиенических норм в квартире (в квартире у соседа полно мусора, из-за чего наружу исходит зловоние; внутри бегают грызуны или тараканы; на иждивении находится много собак или кошек, которые не выводятся на прогулку, мешают отдыхать жильцам, за ними нет нормального домашнего и ветеринарного ухода).
  • Нарушение правил безопасности и эксплуатации жилого помещения гражданами, должностными и юрлицами:
    • снос несущих перегородок и стен;
    • врезку в центральные коммуникации;
    • опасные ремонтные работы со сварочным оборудованием, электропроводкой;
    • перепланировка, которая привел к ухудшению состояние помещения.

Также жильцы имеют право:

  • потребовать перерасчета коммунальных тарифов;
  • заключить договоры на стоимость оказываемых услуг;
  • пожаловаться в жилищный инспекторат по поводу собранных денег на так и не проведённый ремонт дома или замену оборудования.

Что не входит в обязанности ГЖИ

Жилищная комиссия — это надзорный, но не следственный орган, и в его компетенцию не входит:

  • расследование финансовых преступлений, хищений денег и общественного имущества;
  • рассмотрение жалоб о личных ссорах и конфликтах между соседями;
  • расследование уголовных правонарушений со стороны жильцов.

Этими вопросами занимаются органы МВД, прокуратура, суды, экономическая полиция, участковые.

Также не занимается служба жилищного надзора распределением квартир, расширением жилплощади, постановкой на учёт желающих улучшить жилищные условия — с подобными проблемами необходимо обращаться в органы местного управления, заведующего распределение жилищного фонда.

Однако в функции ГЖИ входит отслеживание текущей аварийной ситуации в зданиях, предназначенных для сноса и составления списков жильцов, проживающих в этих домах.

Добавила работу госжилинспекции и программа реновации пятиэтажек морально и физически устаревших проектов.

А имеет ли жилищная комиссия права?

ГЖИ имеет право:

  • осуществлять проверку коммунальных объектов и лицензионной деятельности УК;
  • экзаменовать управляющие компании, проверяя их знания в области управления коммунальным хозяйством;
  • отстаивать свои интересы в суде в качестве истца (при подаче иска на недобросовестную УК или жильца) или в качестве ответчика (при подаче жильцами жалобы на ГЖИ в центральный госинспекторат);
  • признать здание аварийным или негодным для жилья;
  • заключать договора на проведение ремонтных работ с подрядчиками и субподрядчиками и контролировать объемы и сроки их выполнения;
  • добиваться выделения денежных средств из госбюджета на проведение капитального ремонта основных компонентов зданий (укрепление несущих конструкций, облицовка фасадов, перекрытие крыши и т. д.).

ГЖИ также вправе проверить:

  • состояние пожарной системы в доме, несмотря на то, что это прерогатива пожарной инспекции;
  • вентиляционной системы и газоснабжения;
  • незаконную перепланировку в квартирах, представляющую угрозу для технической безопасности здания;
  • самовольное изменение систем водопровода и теплоснабжения (замена или обрезка стояков, врезка в отопительную систему дополнительной ветки, например, для обогрева полов, перенос отопительных батарей на лоджию);

За все перечисленные нарушения ГЖИ может привлечь подотчетные компании, службы или безответственных жильцов к административной ответственности.

Семь раз подумай, прежде чем что-то отрезать или прорубить

Жильцы часто не задумываются, что предъявить претензии и жалобы им могут не только соседи, но и госжилинспекция, которая имеет полное право ходить по квартирам с проверкой незаконных перепланировок и установок.

Поэтому, прежде чем затевать «глобальные» изменения, хорошенько подумаете:

  • Мешает вам эта стена? Проверьте вначале в строительном проекте — не несущая ли она?
  • Хочется снести (или уже снесли) пожарную лестницу на лоджии? Разумеется, она вам показалась явно лишней, но однажды рано или поздно нагрянет пожарный инспектор, потребует восстановить лестницу и наложит штраф.
  • В доме 10 лет не подаётся горячая вода, и вы решили убрать никому не нужный стояк? Не спешите, подумайте: однажды водоснабжение возобновится, но вам придётся за свой счёт покупать и монтировать трубы.
  • Холодно вашим деткам ползать зимой по полу, и вы, такой заботливый, решили присоединиться к центральному отоплению, чтобы обогреть полы? Это нарушение! Вы таким образом крадете тепло у всего дома. Хотите тёплые полы? Пожалуйста, но только через автономку.

Любая работа с перепланировкой в квартире и заменой коммуникаций должна быть согласована с соответствующим службами (архитектурным отделом, водоснабжением, теплосетями, пожарным надзором и др.).

Как подаются жалобы в ГЖИ жильцами

Но в 90% случаев возникает все же ситуация, когда приходится жильцам жаловаться на УК, правление кооператива/товарищества, коммунальную службу.

  • Подавать жалобу лучше не сразу в надзорные органы госжилинспекции, а непосредственно в нижнее ответственное «провинившееся» звено, так как она все равно вначале будет направлена туда из ГЖИ.
  • Если организация никак не отреагировала, либо её решение не устроило жильцов, следующий шаг — жалоба в ГЖИ.
  • Инспекторы посещают дом после получения и расследования жалобы и выносят вердикт.
  • В течение 10 дней после вынесенного решения жилищной комиссией жильцы могут обжаловать это решение в ЦО, согласно ст. 30.3 КОАП, в центральной ассоциации госнадзора.

Жалоба составляется на бланке, к ней необходимо приложить документально доказательства о недобросовестном отношении УК, ТСЖ/ЖК, УЖКХ, коммунальных специализированных служб и хозяйств:

  • копии зарегистрированных жалоб;
  • распечатку исходящих звонков, взятую у оператора связи: сегодня все телефонные разговоры с организациями, работающими с населением, фиксируются и записываются;
  • съемки камеры видеонаблюдения, фотоснимки и видео.

Если жалоба подаётся от лица многих жильцов, то к заявлению должны быть приложены подписи и паспортные данные всех заявителей.

Примерно таким же образом составляется жалоба на соседей: к ней прикрепляются жалобы к участковому, факты неоднократного вызова полиции, видеосъемки, разговоры с соседями, записанные на диктофон.

Жилищная инспекция — лишь одна из мер. С подобной жалобой можно обратиться и в судебные инстанции, составив исковое заявление.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/yurist/zilisnaa-inspekcia.html

Проверки жилищной инспекции: регламент взаимодействия

Проверка управляющей компании жилищной инспекцией

Как известно, проверки качества работ и услуг, выполняемых и оказываемых УК, проводятся регулярно (в том числе с подачи граждан) и в большинстве случаев заканчиваются наложением административного штрафа.

Работа по обжалованию постановлений, вынесенных по результатам проверок, проводится УК далеко не всегда, что влечет за собой значительные расходы на уплату штрафов и негативно влияет на хозяйственную деятельность.

Таким образом, УК максимально заинтересованы в снижении объема штрафных санкций в условиях неснижаемой «активности» граждан – потребителей услуг и работ и количества проводимых с их подачи проверок и прочих административных процедур.

С одной стороны, обращение с жалобой в ГЖИ о нарушении УК правил содержания и ремонта дома – это право каждого собственника помещения в МКД, посредством реализации которого предпринимается попытка воздействовать на УК с целью повышения качества выполняемых ею работ (оказываемых услуг), своевременного проведения всех необходимых технических процедур и т. д.

С другой стороны, в большинстве своем собственники помещений не задумываются, чем в действительности обернется для них привлечение УК к административной ответственности по каждому обращению. По статистике управляющих организаций размер штрафа за одно правонарушение в два-три раза превышает годовую плату за содержание и ремонт с одной квартиры.

Таким образом, регулярным наложением штрафов можно достичь и обратного эффекта – снижения качества обслуживания домов. Во всяком случае так утверждают профессиональные участники рынка жилищно-коммунальных услуг: дескать, собранные с собственников деньги пойдут не на ремонт помещений, а на уплату штрафов.

С этим утверждением можно поспорить, однако факт есть факт: если штрафы растут, а качество работ и услуг падает, значит, собственникам следует использовать и иные рычаги воздействия, чем ждать помощи со стороны ГЖИ. Кроме того, всем хорошо известно, что наша административная машина имеет множество пороков, и самые распространенные из них – бюрократизм и формализм.

Проверками ради проверок, статистики и достижения других целей, никак не связанных с действительным пресечением неправомерных действий хозяйствующих субъектов, никого не удивишь.

Есть и еще один нюанс. Бездействие собственников и несоблюдение РСО технических регламентов также могут послужить причиной неудовлетворительного состояния общего имущества собственников помещений в МКД, однако доказать это бывает чрезвычайно сложно, а порой и невозможно. В свою очередь, процедура предъявления регрессных исков к РСО – дело неблагодарное и затратное.

 В таких условиях (при проведении массовых проверок и нарастающем недовольстве собственников) для УК чрезвычайно важно добиться сокращения размера штрафов, чтобы высвободить финансы для решения других задач в рамках деятельности по управлению МКД. Для этого нужно четко представлять объем полномочий должностных лиц ГЖИ и порядок проведения ими внеплановых проверок, а также разработать процедуру взаимодействия с ГЖИ.

Надлежащее содержание общего имущества.

Согласно п.

10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и техническом регулировании) в состоянии, обеспечивающем соблюдение определенных характеристик и требований (как эстетических, так и технических) к архитектурному облику дома, его безопасности, доступности помещений для пользования, постоянной готовности инженерных коммуникаций и т. д.

 Если собственники выбрали такой способ управления МКД, как управление управляющей организацией или непосредственное управление, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения соответствующего договора (п.

16 Правил содержания общего имущества). Кстати, содержание общего имущества подразумевает проведение внушительного перечня работ, в частности текущий и капитальный ремонт МКД (п. 11 Правил содержания общего имущества).

Таким образом, надлежащее содержание общего имущества обеспечивают его собственники, а управляющие организации отвечают перед ними за нарушение своих договорных обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ (п. 42 Правил содержания общего имущества).

Ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества.

Ненадлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД – следствие несоблюдения УК в том числе Правил содержания общего имущества. Данный вид правонарушений в соответствии со ст. 7.

22 КоАП РФ является поводом для привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности. Для должностных лиц размер штрафа колеблется от 4 000 до 5 000 руб.

; для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

 Далее обозначим ключевые моменты в том, кто является субъектом правонарушения по данной статье КоАП РФ и в каких случаях управляющая организация не может и не должна привлекаться к административной ответственности по основаниям, перечисленным в ней.

При проведении проверок должностные лица ГЖИ, фиксируя обнаруженные нарушения, не выясняют причины, по которым они возникли. На данном этапе управляющая организация должна четко представлять, есть ли ее вина в том, что содержание и ремонт МКД осуществляются ненадлежащим образом.

Согласно общим правилам (обозначим ключевые моменты) в договоре управления среди прочего должны быть указаны: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядок изменения такого перечня, порядок определения цены договора и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. В дополнение п.

17 Правил содержания общего имущества обязывает собственников помещений утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Вместе с тем на страницах журнала мы неоднократно предостерегали УК, что неуказание в перечне работ и услуг, утвержденном общим собранием собственников, каких-либо работ и услуг, необходимость выполнения (оказания) которых вытекает непосредственно из нормативно-правовых актов в области содержания и эксплуатации жилищного фонда, вовсе не освобождает УК от их выполнения (оказания). Данный вывод подтвержден Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10, толкование правовых норм которого является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении судами аналогичных дел.

В частности, в данном постановлении указано, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

В связи с этим УК нужно с большой осторожностью применять рекомендации Минрегиона России, содержащиеся в Письме от 14.10.2008 № 26084-СК/14, относительно того, что, если для включения в договор управления конкретных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД требуется решение общего собрания собственников помещений, отсутствие таких решений означает, что УК:

• не вправе выполнять несанкционированные собственниками работы и услуги; • не должна отвечать за последствия невыполнения таких работ и услуг; • не может быть привлечена к административной ответственности за их невыполнение, а органы ГЖИ не вправе давать предписания об их выполнении.

Кстати, анализ судебной практики свидетельствует, что суды при рассмотрении интересующей нас категории дел не принимают во внимание ссылки УК на содержание Письма Минрегиона России от 14.10.2008 № 26084-СК/14, так как оно в силу ч. 1 ст. 13 АПК РФ не входит в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

 Здесь следует отдельно добавить несколько слов об обязанности проведения УК ремонтных работ капитального характера. Капитальный ремонт общего имущества, в соответствии с п.

21 Правил содержания общего имущества, проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). Согласно п. 37 Правил содержания общего имущества при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со ст. 158 ЖК РФ размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

Источник: https://www.audar-urist.ru/articles/16/prov-jil-inspekc

Как проверить деятельность управляющей компании?

Проверка управляющей компании жилищной инспекцией

Собственники помещений многоквартирного дома, обслуживание которого осуществляет управляющая организация, имеют право получать информацию о применяемых такой организацией тарифах на жилищно-коммунальные услуги, порядке начисления платы, а также информацию о проделанной работе по своему дому.

Если тарифы на коммунальные услуги, такие как отопление, горячее холодное водоснабжение, электроснабжение и другие, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, и здесь само ценообразование фактически не оспаривается, то плата за жилищные услуги, конечно, должна быть обоснована перечнем работ, которые управляющая компания за определенную стоимость выполняет.

Стоит отметить, что в каждом регионе органами местного самоуправления определяется минимальная плата за жилое помещение исходя из минимального перечня работ, утвержденных Правительством РФ, и если собственниками помещений многоквартирного дома не принято решение о размере тарифа на содержание жилья, то для расчета размера платы будет применяться именно минимально утвержденный тариф. Если же собственники помещений многоквартирного дома утверждают на общем собрании определенный тариф на содержание жилья, то соответственно должен быть и перечень работ, которые будут выполняться за эту плату.

Собственники помещений многоквартирного дома могут и, по большому счету, должны контролировать исполнение управляющей компанией выполнение работ согласно перечню, указанному в договоре управления, а также могут получать информацию о том, какие затраты понесла управляющая компания в процессе управления многоквартирным домом, проще сказать, куда тратятся денежные средства, которые управляющая компания получает за содержание жилья.

Деятельность управляющей компании по управлению конкретным домом собственники помещений могут проверить. Ниже мы дадим несколько советов о том, как можно это сделать и на что следует обратить внимание.

Шаг первый

Правильность и обоснованность применяемых тарифов на оплату жилищно услуг можно проверить.

Если Вы сделаете запрос, управляющая компания обязана выдать документ о размере и перечне обязательных платежей, а также предоставить перечень работ, которые выполняются за эту плату.

На все вопросы, возникающие по поводу расчетов и сумм на оплату, Вам обязаны дать понятный и развёрнутый ответ. 

Шаг второй

Требуйте от управляющей компании отчет о проделанной работе, тем более, согласно действующему законодательству управляющая компания обязана предоставлять такой отчет.

Если делаете запрос на получение отчета, обязательно указывайте за какой период деятельности Вы хотите его получить.

Отчет может быть предоставлен в различных формах — выдача копии отчета жильцу на руки, размещение на интернет-сайте, в подъезде на доске объявлений, а также на сайте государственной информационной системы (ГИС ЖКХ).

Информация, содержащаяся в отчете, должна быть обоснована. Требуйте представления документов, о выполненных работах по дому. Это могут быть платежные поручения, договоры, акты выполненных работ и так далее.

Шаг третий

Если Вы ознакомились с отчетом, и у Вас возникли вопросы, их можно обсудить на общем собрании собственников, с представителями Севета многоквартирного дома.

Порядок предоставления отчета должен быть прописан в договоре управления. Договор должен отражать вопросы расхода средств, технического обслуживания, ремонта инженерного оборудования, благоустройства придомовой территории и помещений, санитарного содержания имущества так далее.

Шаг четвертый

Анализируйте имеющуюся информацию. Организуйте из числа жильцов инициативную группу. Хорошо, если в ней будут люди, разбирающиеся в юриспруденции и бухгалтерии. Если нет такой возможности, обратитесь, при необходимости, за помощью в специализированную организацию, за определенную плату там проведут необходимый анализ.

Если проверку осуществляют сами жильцы, необходимо записать какие работы и когда проводились. Например, согласно документам, на ремонт крыши потрачена крупная сумма, а во время дождя квартиру заливает, возможно, такие работы и не проводили, а Ваши деньги, были потрачены не по назначению. 

Вообще, вести контроль выполняемых работ необходимо вести на протяжении всего периода обслуживания, конечно, не запрашивать ежемесячно финансовый отчет, а  смотреть какие работы требуется выполнить и делать соответствующие заявки в управляющую компанию, какие работы выполняются по инициативе самой управляющей компанией.

Шаг пятый

Если в результате Вашей проверки выяснилось, что для начисления платы за содержание жилья применяется иной тариф, чем тот, который утвержден общим собранием собственников помещений, или тариф, утвержденный органами местного самоуправления, либо управляющая компания не выполняет работы, предусмотренные договором управления или работы, утвержденные минимальным перечнем работ, либо такой организацией осуществлялись какие-либо иные незаконные действия, Вы можете написать обращение в Государственную жилищную инспекцию, в Роспотребнадзор или прокуратуру.

Эти органы государственной власти уполномочены проверять деятельность управляющих компаний и стоять на защите прав собственников жилья. При обнаружении нарушений к недобросовестным управляющим компаниям применяются соответствующие санкции.

Если же проверки, проводимые органами государственной власти не дадут желаемого результата, Вы вправе решить возникший вопрос в судебном порядке.

Источник: https://raschetgkh.ru/articles/133-kak-proverit-upravdoma.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.